Фундаментальная основа Photoshop — это, конечно же, слои. Но они не были бы столь популярными, если бы не имели одного действительно мощного инструмента для манипуляций с ними — масок.
Если говорить образно, то слои можно представить как листы кальки в классической мультипликации. Каждый верхний слой перекрывает предыдущий. Но представим, что калька непрозрачна, и через нее мы не видим что под ней. Но стерев непрозрачную основу, мы сможем «заглянуть» на слой ниже. Это и есть маска слоя.
Давайте посмотрим как это работает?
В Фотошопе белая маска означает полную ее непрозрачность, а черная — наоборот полную прозрачность. Например:
Если мы расположим два цветных слоя один под другим, то верхний слой полностью перекроет нижний и мы увидим в итоге только оранжевый цвет.
Добавив к верхнему слою белую маску (нажав на иконку в нижней части панели), мы увидим, что ничего не поменялось. Так как белая (полностью не прозрачная маска) равносильна ее отсутствию.
А теперь возьмем черную 100% кисть и нарисуем ею на белой маске что-нибудь. И мы видим, как в этом месте «проявится» нижний слой.
Но маски не были бы столь удобны, если бы не оперировали полутонами. То есть они позволяют не только показать что там на слое ниже, но и частично показать.
Если мы сделаем маску градиентной — с переходами от черного к белому (то есть от полностью прозрачного до полностью непрозрачного состояния), то мы увидим как «смешиваются» два слоя в пропорциях, заданных непрозрачностью маски.
Таким образом оперируя градиентами от черного к белому мы можем проявлять наш слой в нужных местах и в нужных пропорциях. И это прекрасно! :)
Применение в фотографии
Итак, один типа масок мы уже разобрали — взять кисточку и прорисовать ее там где надо. Белый цвет — проявляет верхний слой, а черный цвет показывает нижний слой. Но есть еще и автоматические маски.
1. Градиентная маска — для создания маски мы можем использовать градиентную заливку. Например, имея две фотографии, снятые с разной экспозицией, мы можем сделать плавный переход от одной к другой с помощью градиента.
При этом возьмем более светлый передний план с нижнего слоя и более темное небо с верхнего. Нарисовав градиент, мы «спрячем» нижнюю часть темной фотографии (черная маска) и «проявим» верхнюю часть (белая маска) с плавным переходом.
2. Цветовая маска — маска, созданная на основе цвета. Для ее создания нам понадобится Инструмент Filter — Color Range, в котором мы можем задать диапазон цветов, на основе которого будет сделано выделение.
Для этого возьмем «пипетку» в этом фильтре и укажем на фотографии sample-цвет. Параметрами Fuzziness и Range можно регулировать как много «соседних» цветов с выбранным цветом мы захватим и насколько плавными будут переходы
И уже на основе выделения мы можем сделать маску, применив ее, например, к корректирующему слою Тон/Насыщенность для того, чтобы изменить оттенок синего на этой фотографии. Для этого не снимая выделение создадим соответсвующий корректирующий слой. Маска к нему создасться автоматически.
3. Яркостная маска (Luminosity mask) — как вы уже догадались, это маска основанная на яркости изображения. Самый, на мой взгляд, полезный и удобный инструмент для точной корректировки фотографии.
Один из способов определения яркости изображения и построении на основании этого выделения и маски — это работа с Каналами (Chanels).
В данном случае этого вполне достаточно, чтобы поработать с небом, но что делать, если нам необходимо выделить более светлые участки, не затрагивая средние тона? Для этого, не снимая выделения, зажмем Ctrl (Cmd на MacOS) + Alt + Shift и кликнем опять по каналу RGB. При этом Фотошоп выделит нам все, что светлее на 50% от того, что уже выделено. То есть более светлые участки.
Теперь мы можем использовать маски с разной степенью светлоты. Но встает другой вопрос — а что, если нам необходимо выделить тени? В фотошопе нет сочетания клавиш для выделение теней на подобии описанных выше. Но есть возможность инвертирования и первые две маски мы можем из светлых превратить в темные (выделение теней), нажав Ctrl (Cmd на MacOS) + I.
Давайте создадим две пары таких масок и переименуем их в более понятный вид, после чего посмотрим как с ними работать.
Задача: на темной версии нашей фотографии мы хотим подсветить (сделать светлее) тени на переднем плане.
Для этого зажав Ctrl (Cmd на MacOS) кликнем на на Dark 2 в панели
Каналов (Chanels). При этом фотошоп сделает выделение на основе этой
сохраненной маски. Далее перейдем в панель Слоев (Layers) и там создадим
корректирующий слой с кривой, которую плавно поднимем вверх для
осветления.
При этом фотошоп создаст корректирующий слой сразу с маской Dark 2 и кривая будет влиять только на темные участки фотографии не затрагивая светлые.
Сложно? Давайте посмотрим как это все работает в ARCPanel!
ARCPAnel помогает нам не думать о сочетаниях клавиш, а сосредоточиться на творчестве, оперируя понятными нам образами, а не цифрами. И если с линейным градиентом все более-менее понятно, то два последних примера упрощаются значительно!
Просто? Да!
В следующей статье я расскажу какие еще инструменты есть в ARCPAnel и как с ними работать.
Другие статьи из этой серии:
- Яркостные маски [1/6]. Введение
- Яркостные маски [2/6]. Основные виды масок (эта статья)
- Яркостные маски [3/6]. Описание ARCPanel
- Яркостные маски [4/6]. Световые маски
- Яркостные маски [5/6]. Теневые маски
- Яркостные маски [6/6]. Маски средних тонов