Маленькое отступление

В Питере снимать звезды — неблагодарное дело :) Проблем несколько. В частности звезды можно снимать только весной и осенью. И то весной больше шансов, так как безоблачных дней тоже больше :) Летом не получится из-за Белых Ночей, а зимой не то что звезд — солнце редко появляется :)

Поэтому последние несколько ночей у нас были одними из самый удачных весенних промежутков времени для съемки звезд: безоблачно и даже может повезти запечатлеть Северное Сияние!

Подготовка

Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

По моей личной статистики вопросов про звездные треки, многие немного путают порядок съемки, считая, что съемка начинается именно на месте ночью. Это не так. Для того, чтобы комфортно снимать звездные треки (а это довольно длительный процесс) — надо подготовиться. Вот чек-лист, который я всем рассылаю, кто хочет ко мне присоединиться:

Что с собой брать:

  1. Штатив (и штативная платформа!).
  2. Фотокамера.
  3. Флешки и запасные аккумуляторы (при этом хорошо знать сколько времени камера может непрерывно работать от одного аккумулятора). Желательно иметь минимум 2 батареи.
  4. Широкоугольный объектив.
  5. Если ваша камера не поддерживает интервальную съёмку или не может выставить выдержку более 30сек, то нужен программируемый пульт.
  6. Тёплая одежда и перчатки! (актуально для нашего региона)
  7. По желанию чай/кофе в термосе. Съемка минимум на 1 час + выстановка ракурса минимум на пол часа + время на поиск лучшей точки. В итоге на месте проводим минимум 2-3 часа. А если хочется несколько фотографий, то и больше.

Если с штативом, фотоаппаратом и флешками все понятно (хотя периодически кто-нибудь старается что-то из перечисленного забыть:), то про аккумуляторы нужно пояснить. Если вас еще не окончательно затянула съемка звезд и вы не стали специально готовиться покупая аксессуары… Ну, то есть вы все еще обычный фотограф и не разбирались как подключать внешнее питание к камере ;) То вам надо иметь (желательно) два аккумулятора.

Звездные треки тем хороши, чем больше по времени вы их снимаете. С учетом того, что вам нужно достаточно много времени на выстановку в темноте ракурса — ваш аккумулятор при этом будет разряжаться. Как делаю я:

Использую один аккумулятор для того, чтобы найти ракурс, подобрать все параметры съемки и полностью подготовиться к съемкам треков. Потом я меняю аккумулятор на новый и полностью заряженный и уже на нем запускаю интервальную съемку. Это позволяет мне без перерыва на замену аккумулятора снять большой трек.

Интервальный пульт

Интервальный пульт — очень важная вещь при съемке звездных треков! Современные беззеркальные камеры уже умеют делать интервальную съемку сами по себе. Чего не скажешь про зеркальные фотоаппараты. У них могут быть два существенных ограничения:

Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин
  1. Невозможность поставить выдержку длиннее 30 секунд (без учета наличия режима Bulb)
  2. Невозможность задать интервальную съемку — сколько сделать кадров и через какой промежуток
  3. Или нет и того и другого :)

Именно чтобы обойти эти ограничения и нужен программируемый интервальный пульт. Пользоваться им довольно просто:

  1. Переводим камеру в режим Bulb
  2. Подключаем пульт (кабелем или по радио — зависит от пульта)
  3. На пульте выставляем:
  • Выдержку кадра (например, 2 минуты)
  • Интервал (через какой промежуток делать следующий кадр) ставим минимальный (1 секунда)
  • Количество кадров — можно посчитать сколько надо или делать как я, поставив бесконечность :)

Почему я ставлю количество кадров на бесконечность? Все просто — мне не важно сколько их будет (тем более в зависимости от выдержки — количество кадров на час съемочного времени будет разное). Мне важнее сколько времени я буду снимать звездные треки и соответственно насколько длинными эти треки будут на фотографии.

Техника съемки

Смотрите сколько уже написано, а мы все еще не дошли до Фотошопа ;) Давайте поговорим о технике съемки! И наверное это сделаем в виде «вопрос-ответ»?

В: Что такое звездный трек?

О: Это всего лишь длительная съемка звезд и так как они движутся по небосводу, то в процессе длительной экспозиции оставляют за собой след там, где они уже проэкспонировались на нашем кадре. В итоге мы получаем фотографию, где вместо звезд дуги или концентрические окружности.

В: Как найти точку, вокруг которой вращаются звезды?

О: Звезды (в северном полушарии) всегда вращаются вокруг полярной звезды. Найти ее можно по компасу, по другим звездам или с помощью мобильного приложения, например Star Walk 2.

В: Почему звезды не засвечиваются?

О: Потому что они движутся и в каждый момент времени находятся в новом месте на нашей фотографии. То есть, светимость звезды при съемке — величина конечная, стабильная и не изменяемая.

В: Почему снимают сериями кадров, и не снимают треки одним кадром с многочасовой выдержкой?

О: Потому что кроме звезд в кадре ничего не движется. И если они (звезды) в каждый момент времени экспонируются в новом месте кадра, то все остальное статично и чем длиннее выдержка — тем сильнее (даже в темноте) будет засвечиваться окружающий пейзаж. Вы просто «сожжете» матрицу. Ну и второй довод — матрица фотоаппарата при длительной выдержке нагревается, что в итоге приводит к дополнительным шумам от перегрева.

В: Можно ли использовать ND-фильтр (затемняющий)?

О: Нет. Как мы уже выяснили свечение (яркость) звезд — величина постоянная и звезды движутся. Поэтому они просто не успеют проэкспонироваться. В лучшем случае будут бледными, а те звезды, что в действительности и так не яркие — вообще не будут видны на кадре.

В: Какое ISO ставить? Минимальное?

О: Вовсе нет. Чем выше вы поставите ISO тем больше звезд у вас будет в кадре. Повышая чувствительность, вы захватываете в кадр и те звезды, что плохо видны глазом (не яркие). НО! Надо соблюсти баланс и предварительно выяснить на каком ISO ваша камера на 2-4 минутах еще не начинает давать жуткие шумы :)

В: На какой диафрагме снимать?

О: По той же причине, что описано выше — на максимально открытой.

В: Как выставить передний план? Темно же!

О: Тут вам помогут фонарик и высокое ISO на камере :) Первым делом ставите максимально высокое ISO, которое позволяет камера. Шумы и детализация нас не волнует — задача максимально укоротить выдержку. Ведь вам придется, что говорится «на ощупь» путем проб и ошибок выставлять композицию в кадре. Для этого вы будете делать тестовые снимки. И вот представьте, что вы экспонируете кадр 4 минуты, потом смотрите и понимаете, что камеру надо сместить вправо. Поворачиваете, ждете еще 4 минуты и понимаете, что вам надо сделать шаг назад… Как вы думаете, когда вам это надоест? :) Поэтому делаем максимально возможное ISO, получаем выдержку в пару секунд и спокойно экспериментируем, ходим, переставляем камеру и всячески ищем идеальный ракурс. И только потом, когда готовы уже снимать треки — снижаем ISO и ставим длинную выдержку.

В: Как навестись на резкость?

О: Есть два варианта:

  1. В режиме автофокуса наводимся на луну или огни далеко на горизонте. После того как камера навелась — переводим фокус в мануальный режим и больше не трогаем
  2. Вы изначально знаете где у вас на объективе бесконечность. Под «изначально» я подразумеваю что вы днем потратили несколько минут своего времени и выяснили этот вопрос. Потому что сдвиг фокусировочного кольца объектива в крайнее положение не всегда дает бесконечность, а часто банально мылит.
  3. Есть еще третий вариант — при наличии мощного фонаря — посветить на какой-нибудь объект вдали и навестись на него по первому варианту.

В: Есть ли место экспериментам в съемке звездных треков?

О: Конечно есть! Можно использовать сверхширокие объективы, снимать панорамы (один нижний кадр + верхний кадр из треков), использовать брекетинг по экспозиции (снять пейзаж до наступления темноты, чтобы хорошо проэкспонировать и треки уже после наступления темноты) и так далее.

Обработка

Ну вот мы и дошли до долгожданной обработки. На самом деле в ней нет ничего сверхъестественного :)

Порядок обработки следующий:

  1. С помощью любимого редактора обрабатываем raw-файлы. Если это Lightroom, C1, Photosop или Bridge, то обрабатываем одну фотографию и переносим все настройки на остальные фотографии.
  2. Открываем все получившиеся фотографии как слои в Photoshop. Если делаете это в Lightroom, то правый клик -> Edit In -> Open as Layers in Photoshop
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

3. Выбираем слой, на котором лучший передний план (без случайных засветок фонариком, людей, чужих теней и пр…). Этот слой кладем на самый низ. А все, что выше — выделяем и меняем им режим наложение на Lighten. Все, ваши звездные треки готовы!

Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Дальше обрабатываем как и любой пейзаж :)

Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

В общем и целом — это все моменты о которых я бы хотел вам рассказать. Может, конечно, что-то упустил, что для меня является само-собой размещающееся. Если так, то не стесняйтесь задавать вопросы :)

Кстати, для сшивки треков вы так же можете воспользоваться отдельными программами:


Спасибо за внимание!


Комментарии

Статьи

Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

О восприятии цвета

Одна из проблем, с которой сталкиваются люди при обработке фотографий — это цвет. Все усугубляется тем, что...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Съемка автомобильных треков

Ночь, северное сияние, горбатые мосты, автомобильные треки. Много чего сложилось на этой фотографии и много с чем нам...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Псевдодлинная выдержка

Так случилось, что широкоугольный объектив у меня есть, а фильтров на него нет. Да и вообще, проблематично нацепить...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Делаем фотографию чистой. Или Соляризационная кривая.

Снимая в сложных погодных условиях, мы часто переживаем за чистоту объективов и матрицы. Наличие пятен и пыли...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Снимаем пейзаж на «рыбий глаз»

Не видите ничего необычного на фотографии? А между тем она снята на фишай (или по другому — «рыбий глаз»).
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Панорама на 221 Mpx. Сложности сборки

Проблемы сшивки сложных панорам, где много однотонных кадров. Сравнение программ и методы решения проблем.
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Рабочий процесс фотографа

Меня часто спрашивают об отборе фотографий, как искать, хранить и оптимизировать свой рабочий процесс.
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Многопиксельные панорамы

Эта фотография — панорама. На текущий момент самая большая, которую я делал. Собрана из 76 кадров, снятых в 4 ряда....
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Как прогнозировать грозы так, чтобы их снять

Хотелось бы немного расширить статью, которая уже была 3 года назад и поговорить про еще несколько инструментов для...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Прогнозирование и съемка туманов

Начиная с весны и первых теплых дней природные фотографы начинают охотиться за туманами. Самые ярко выраженные сезон,...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Нейросети для анималистов и бёрдвочеров

Продолжая цикл статей про нейросети и про то, как они могли бы нам помочь в классической фотографии, хотелось бы...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Увеличение фотографии с помощью нейросетей. Часть 2

В предыдущей статье мы рассматривали примеры с помощью чего можно увеличивать в разы размеры фотографий. И так как...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Тест аккумуляторов и зарядного устройства PALO

Еще один тест еще одних аккумуляторов с зарядным кейсом. Сегодня рассмотрим компанию PALO (Китай), которая вроде бы...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Увеличение фотографии с помощью нейросетей

Мы уже много раз обсуждали различные способы увеличения фотографий и в последние годы нейросети делают большой шаг...
Снимаем звездные треки. Фотограф Константин Шамин

Фонарь на дрон

Попробую обобщить свой опыт использования различных фонарей в качестве внешней подсветки для дрона.