Не видите ничего необычного на фотографии? А между тем она снята на фишай (или по другому — «рыбий глаз»).

Широкие углы съемки всегда манят фотографов своей необычностью. В первую очередь — необычными искажениями пропорций. Можно найти маленький камушек, внести его на передний план фотографии и он превратится в огромный валун :) Но всегда есть опасность получить такие искажения, которые будет трудно поправить. И уж тем более, когда мы снимаем на фишай.

Если вы затрудняетесь понять что же такое этот «рыбий глаз», то представьте дверной глазок: максимальный угол обзора с весёлыми искажениями :)

Как на этой фотографии с Русланом Асановым :) При использовании подобных объективов в фотографии угол обзора достигает 180 градусов, что влечет за собой те самые искажения. Давайте разбираться?

Дисторсия

Не задумывались ли вы почему дорогие профессиональные широкоугольные объективы такие большие по размерам? Все дело в том, что производители пытаются максимально исправить искажения, неизбежно возникающие на широких углах оптическими способами. И именно это и влечет за собой бóльшее количество линз, бóльший размер и вес.

Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Вот основные виды дисторсий. При съемки на «рыбий глаз» мы будем иметь ярко выраженную бочкообразную дисторсию. Как будто нашу фотографию начали «натягивать» на сферу. И чем дешевле объектив и чем шире угол — тем сильнее дисторсия.

Как это выглядит в применении к пейзажу? А вот так:

Что из этого следует? А вывод прост: если мы выставляем камеру по уровню и располагаем линию горизонта по центру, то визуально не наблюдаем бочкообразных искажений.

На этом можно было бы остановиться, но на практике мы редко когда снимаем пейзаж с линией горизонта по центру :) Как же любимое правило третей? :) Хорошо, пусть не это правило, но композиционная составляющая кадра в пейзаже так же важна, как и в любом другом направлении фотографии. И выбирая ракурс с кадрированием, чаще мы получаем линию горизонта не в центре кадра.

Тут нам поможет принцип соблюдения баланса («И на елку влезть и пятую точку не ободрать»):

  • стараемся держать линию горизонта ближе к центру кадра;
  • снимаем панораму, выставив камеру по уровню и меняя только высоту съемки.

Редактирование

Ну вот мы сняли, получили искажение… выкидывать кадр? Не торопитесь. Мало того, я рекомендую тем, кто имеет подобные объективы снять один и тот же кадр с разными степенями искажений и попытаться выровнить их для того, чтобы реально оценить свой уровень владения Фотошопом и в последствии опираясь на это знание снимать уже так, чтобы можно было исправить нашу бочку.

Вернемся к кадру, который стоит в шапке этой статьи. Вот его оригинал (тут немного подтянуты только тени, так как кадр снят в ненодержку):

Как видим, линия горизонта расположена выше центра кадра. Как это исправить?

Автоматический: в Lightroom и в Camera Raw в закладке Lens Corrections можно выбрать профиль (Profile) вашего объектива (если ваш объектив от известных производителей) и ЛР или ФШ попытаются на основе этого профиля сам скорректировать искажения. Если искажения небольшие, то это поможет.

Полуавтоматический: Там же в закладке Lens Corrections можно переключиться в ручной режим (Manual). При этом вы увидите параметр параметр Distortion с единственным бегунком Amount (сила воздействия). Так же может помочь при несильных искажениях или быть отправной точкой для последующей ручной доводки.

Ручной: самый интересный способ. И самый точный. Для этого нам понадобится Фотошоп и его замечательный инструмент Puppet Warp

Этот инструмент на основе анализа фотографии строит сетку взаимосвязей, которую для удобства можно отключить, убрав галочку Show Mesh.

Далее вы можете поставить несколько контрольных точек (пины — Pin — булавка), зафиксировав (закрепив) положение определенных частей фотографии. За эти пины можно тянуть, при этом:

  • фотография будет деформироваться в соответствии с построенной сеткой связей (и это важно!);
  • другие точки (пины), и соответственно объекты, на которых они стоят не будут двигаться (и это второй важный момент)

Сложно? Давайте попробую продемонстрировать простой пример: поставим на фотографию три пина по уровню горизонта (мы же его хотим выровнить?) — слева, по центру и справа. И потянем за центральный пин вниз. При этом левый и правый край мы зафиксировали и они не будут двигаться. Вот что получается:

Вообще Puppet Warp — довольно мощный инструмент. Точек можно ставить больше, а если сменить режим на Normal (он по умолчанию), то правка будет более точной и индивидуальной. Так же можно корректировать частоту сетки.

Именно в этой фотографии я редактировал в режиме Normal, но для простоты — начните все-таки с режима Distort.

На этом — всё! Можете практиковаться :)

Вместо заключения — про объектив

В связи с полюбившимся мне в последнее время широкоугольным объективом, меня часто спрашивают что это за зверь такой? :)

Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Это мало кому известный китайский объектив Pixco, купленный на Aliexpress за 4,5 тыс руб (сейчас дороже, но и курс валюты другой…). На фотографии с сайта продавца он накручен на Сони, но даже по ней понятно, что объектив очень компактен. Обычно он у меня лежит в кармане куртки :)

Объектив полностью мануальный с диафрагмой f/2.8 — f.22 при этом вполне резок.

Если у вас остались вопросы — пишите :)


Комментарии

Статьи

Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Панорама на 221 Mpx. Сложности сборки

Проблемы сшивки сложных панорам, где много однотонных кадров. Сравнение программ и методы решения проблем.
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Рабочий процесс фотографа

Меня часто спрашивают об отборе фотографий, как искать, хранить и оптимизировать свой рабочий процесс.
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Многопиксельные панорамы

Эта фотография — панорама. На текущий момент самая большая, которую я делал. Собрана из 76 кадров, снятых в 4 ряда....
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Нейросети для анималистов и бёрдвочеров

Продолжая цикл статей про нейросети и про то, как они могли бы нам помочь в классической фотографии, хотелось бы...
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Увеличение фотографии с помощью нейросетей. Часть 2

В предыдущей статье мы рассматривали примеры с помощью чего можно увеличивать в разы размеры фотографий. И так как...
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Тест аккумуляторов и зарядного устройства PALO

Еще один тест еще одних аккумуляторов с зарядным кейсом. Сегодня рассмотрим компанию PALO (Китай), которая вроде бы...
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Увеличение фотографии с помощью нейросетей

Мы уже много раз обсуждали различные способы увеличения фотографий и в последние годы нейросети делают большой шаг...
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Фонарь на дрон

Попробую обобщить свой опыт использования различных фонарей в качестве внешней подсветки для дрона.
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Программы для планирования пейзажных фотосъемок

Планирование фотосъемки — очень важный процесс. От качества проработки плана зависит в том числе и конечный...
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Стекинг в ночной фотографии

Что это такое и зачем это надо?
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Хорошие китайские аккумуляторы для вашей камеры. Тест SmallRig

Искали альтернативу оригинальному аккумулятору для вашей камеры? Теперь она есть!
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Удаляем звезды на астро-пейзаже правильно

Как это не странно, но в ночном пейзаже есть место такому процессу как удаление звезд. И сегодня мы сравним несколько...
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Нейросети для фотографа

Нейросети это зло для фотографа или всё-таки помощь? С этим вопросом мы пытались разобраться в лекции на крупнейшем...
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Кольцевое штативное крепеление как замена L-pate

Я привык использовать в работе L-Plate. Пластина позволяла без лишних телодвижений, крепить камеру на штатив как...
Снимаем пейзаж на «рыбий глаз». Фотограф Константин Шамин

Увеличение изображения с помощью ИИ

Бывают в жизни фотографа моменты, когда надо увеличить фотографию. И значительно. Сейчас в этом нам могут помочь...