Многие задаются вопросом: так ли нужен брекетинг в современном мире новых матриц (да и не новых тоже)? Отчасти этот вопрос спровоцирован прогрессом технологий, когда в современных камерах динамический диапазон настолько велик, что есть соблазн все снимать одним кадром. Мало того, я сам частенько советую так делать :)
Откуда ноги растут?
Как обычно, все «хитрые» приёмы съемки растут из несовершенства технологий. Динамический диапазон (то, сколько камера может запечатлеть информации о свете и цвете в максимально контрастном кадре — глубокие тени и яркие света) на начальных этапах развития цифровых технологий был невелик. Именно из-за подобных несовершенств рождаются те или иные приемы, которые в последствии перетекают во вполне заурядные камерные функции. Так и произошло с брекетингом.
Что такое брекетинг?
Брекетинг — это когда фотограф снимает несколько кадров с разной экспозицией. Классически делается три кадра: -1EV; 0EV; +1EV. Если перевести на русский, то: темный кадр (минус одна ступень от нормальной экспозиции), нормальный кадр (то как это понимает камера) и светлый кадр (плюс одна ступень к нормальной экспозиции).
А после — получившиеся кадры фотограф пытается собрать в один: информацию для теней берет из светлого кадра (там тени не такие сильные), а информацию в светах — из темного (там в светах нет пересвета). В итоге получается кадр, который перекрывает динамический диапазон камеры.
Но технологии не стоят на месте.
Например, динамический диапазон камеры, которой я сейчас пользуюсь (а это Fujifilm X-T3) составляет 12 ступеней, что несомненно очень хорошо и не мало! И я часто рекомендую не заморачиваться и снимать одним кадром. Хотя сам не всегда так делаю :)
В каких случаях я пользуюсь брекетингом?
- Снимая высоконтрастные кадры (контровой свет, солнце в кадре, глубокие тени), когда мне необходимы детали как в светах, так и в тенях.
- Про запас :) Как это не комично, но я часто делаю контрольный снимок с брекетингом просто «про запас», чтобы быть уверенным, что потом не буду сожалеть :)
Давайте посмотрим пример?
Фотографию из заголовка я снимал с брекетингом в 5 кадров. В отличие от «трех кадровой съемки», шаг брекетинга короче и в случае чего (читай — моей лени) можно взять один из снимков и все вытянуть с него. Чем мы сейчас и займемся :)
Для детального сравнения сделаем два варианта:
- Соберем все пять кадров в Lightroom в один: выделяем их, правый клик, Photo Merge — HDR.
- Возьмем центральный и уравняем вытянув из него детали так, чтобы он был визуально похож на первый вариант, собранный из 5 кадров. Для этого мы уводим Hightlights в -100 и вытягиваем Shadows +61
Слева — HDR, собранный в Lightroom. Справа — одиночный кадр, приведенный к внешнему виду варианта из брекетинга
Сразу обратим внимание, что хоть кадры и стали похожи, но мы выбрали весь диапазон Highlights на одиночном кадре.
В общем и целом кадры одинаковые. Можно дальше обрабатывать один или другой… Но нас же интересует качество?
Посмотрим поближе
Масштаб 100%
Видим, что на фотографии из одного кадра (справа) больше шумов.
Увеличим до 200%
Масштаб 200%
Да, действительно. Справа фотография шумнее. Хотя шумы и не столь критические.
Выводы
В качестве выводов могу предложить следующие тезисы:
Брекетинг
➕ Чистая по шумам картинка;
➕ После сшивки — бóльший динамический диапазон и, как следствие, возможностей при обработке;
➖ Дополнительные 4 или 2 кадра;
➖ Сложнее разобраться визуально в съемке, если много кадров с брекетингом.
Одиночный кадр
➕ Меньший объем файлов;
➕ Проще разбор отснятого и обработка;
➖ Меньший динамический диапазон;
➖ Больше шумов по сравнению с брекетингом.
Самым правильным выводом будет — это хотя бы один раз самостоятельно попробовать сделать брекетинг с контрастной сценой и посмотреть как ваша камера себя ведет в этом случае при дальнейшей обработке. И когда уровень шумов начинает быть для вас критическим.
Часто я начинаю съемку с одиночного кадра и уже когда выставлю удовлетворяющую меня композицию — принимаю решение делать ли контрольный вариант с брекетингом или нет. Чем более контрастная сцена, тем больше шансов, что брекетинг я сделаю. Хотя бы в качестве запасного варианта.