О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Одна из проблем, с которой сталкиваются люди при обработке фотографий — это цвет. Все усугубляется тем, что восприятие цвета сугубо индивидуально, но кроме этого есть еще и физические особенности нашего зрения, которые накладывают свой отпечаток на это самое восприятие.

В нашем телеграм-чате вчера были бурные обсуждения по этому поводу. И как оказалось, не все понимают о чем идет речь. Давайте разберемся немного да и соберем все то, что было написано мною в чате в один пост :)

Немного терминов

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Все мы знакомы с цветовым кругом Иттена. Так что не будем на нем сильно останавливаться. Совместно с ним удобно использовать цветовую модель HSB, которая основана на распределении тона (H), насыщенности (S) и яркости (B). Разберем что это и где это…

  • Цветовой тон (собственно цвет). Цветовые тона или спектральные цвета  располагаются на цветовом круге. Цветовой тон характеризуется положением на цветовом круге и определяется величиной угла в диапазоне от 0 до 360 градусов. Эти цвета обладают максимальной насыщенностью и максимальной яркостью. Цветовой тон — является БАЗОВЫМ ЦВЕТОМ (запомните это определение). На цветовом круге — это внешняя окружность.
  • Насыщенность (процент добавления к цвету белой краски)
     — это параметр цвета, определяющий его чистоту. Если по краю цветового круга располагаются максимально насыщенные цвета (100%), то остается только уменьшать их насыщенность до минимума (0%). Цвет с уменьшением насыщенности осветляется, как будто к нему прибавляют белую краску. При значении насыщенности 0% любой цвет становится белым.
  • Яркость (процент добавления черной краски) — это параметр цвета, определяющий освещенность или затемненность цвета. Все цвета рассмотренного выше цветового круга имеют максимальную яркость (100%) и ярче уже быть не могут. Яркость можно уменьшить до минимума (0%). Уменьшение яркости цвета означает его зачернение. Работу с яркостью можно характеризовать как добавление в спектральный цвет определенного процента черной краски.

Преимущество модели HSB заключается в том, что она неплохо согласуется с восприятием человека: цвет, яркость, насыщеность — понятия, которыеми человек может спокойно оперировать, понимая их значения интуитивно.

На этом, достаточно теории :)

Перейдем к практике

В чем же собственно проблема и зачем нам все это знать? :)

В чате была опубликована фотография на которой я попросил угадать какого оттенка кожа девушки:

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

На самом деле это оранжевый цвет. И там и там. Чтобы в этом убедиться необходимо определить базовый цвет (помните чуть выше мы запоминали что это?). Для этого надо сбросить яркость и насыщенность на 100%

Смотрим видео:

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Каков вывод?

Мы можем не верно трактовать цвет и поэтому не знаем как его изменять. Но давайте усложним?

Тест номер два

Я взял две фотографии из своей ленты с модными обработками и попросил в чате попробовать определить на какой из них цвет кожи ближе к красному. Ответы были разными…

Вот эти фотографии

Автор: Martin Kühn (500px.com/martinkuehnfotografie)

Ответы были разными, но не ни одного правильного :) На этих фотографиях абсолютно одинаковый базовый цвет в скинтоне. Смотрим видео:

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Что же получается? Базовый цвет (оттенок) одинаков, а воспринимаем мы его по разному? Все верно. На наше восприятие влияет в том числе и окружающий наш семпл цвет. В первом случае — это теплые оттенки города на заднем плане, а во втором — зеленая листва.

Но и это не все!

Есть еще такая штука как обман зрения. И она относится не только в формам, но и цвету. Вот классический пример: есть ли на этой фотографии красный цвет у клубники?

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

На самом деле то, что нам кажется красным — им не является. В основном это бирюзовый и синий.

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Вот такой обман творит наше зрение :)

Вместо итогов

Для чего нам может понадобиться знать базовый цвет? Во время цветокоррекции фотографии мы часто «смешиваем» цвета, оперируя умозрительными заключениями. Например: «Хочу этот желтоватый оттенок сдвинуть к зеленому. Значит мне надо к нему добавить синий…»

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

о есть наше знание о дальнейших действиях (как добиться желаемого) основано на правильном определении цвета и логики смешивания цветов. И если мы не правильно определили цвет (а мы убедились, что очень легко ошибиться), то и действия наши могут носить неправильный характер.

И ошибиться тем легче, чем микроскопичнее изменения нам нужны. Тот случай когда «кожа чуть-чуть краснит» — куда сдвигать? :)

Думаете, что я забыл про скинтон?

Вернемся к самому первому вопросу — скинтон. Какой он на самом деле?

Предлагаю вам взять подборку скинтонов и самостоятельно убедиться, что все они (кроме одного на этом примере) укладываются в Тон (Hue) 25-35 градусов :) То есть в абсолютно один оттенок.

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

На этом у меня все. Спасибо, что дочитали :)

Важное дополнение:

Если вы хотите потренировать ваше восприятие цвета, то предлагаю поиграть на смартфоне в игру, в которой надо правильно расставлять цвет. Уверяю, что зачастую вы будете удивлены как он (цвет) меняется в зависимости от окружения :)


Комментарии

Статьи

О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Съемка автомобильных треков

Ночь, северное сияние, горбатые мосты, автомобильные треки. Много чего сложилось на этой фотографии и много с чем нам...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Псевдодлинная выдержка

Так случилось, что широкоугольный объектив у меня есть, а фильтров на него нет. Да и вообще, проблематично нацепить...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Делаем фотографию чистой. Или Соляризационная кривая.

Снимая в сложных погодных условиях, мы часто переживаем за чистоту объективов и матрицы. Наличие пятен и пыли...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Снимаем пейзаж на «рыбий глаз»

Не видите ничего необычного на фотографии? А между тем она снята на фишай (или по другому — «рыбий глаз»).
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Панорама на 221 Mpx. Сложности сборки

Проблемы сшивки сложных панорам, где много однотонных кадров. Сравнение программ и методы решения проблем.
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Рабочий процесс фотографа

Меня часто спрашивают об отборе фотографий, как искать, хранить и оптимизировать свой рабочий процесс.
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Многопиксельные панорамы

Эта фотография — панорама. На текущий момент самая большая, которую я делал. Собрана из 76 кадров, снятых в 4 ряда....
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Как прогнозировать грозы так, чтобы их снять

Хотелось бы немного расширить статью, которая уже была 3 года назад и поговорить про еще несколько инструментов для...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Прогнозирование и съемка туманов

Начиная с весны и первых теплых дней природные фотографы начинают охотиться за туманами. Самые ярко выраженные сезон,...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Нейросети для анималистов и бёрдвочеров

Продолжая цикл статей про нейросети и про то, как они могли бы нам помочь в классической фотографии, хотелось бы...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Увеличение фотографии с помощью нейросетей. Часть 2

В предыдущей статье мы рассматривали примеры с помощью чего можно увеличивать в разы размеры фотографий. И так как...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Тест аккумуляторов и зарядного устройства PALO

Еще один тест еще одних аккумуляторов с зарядным кейсом. Сегодня рассмотрим компанию PALO (Китай), которая вроде бы...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Увеличение фотографии с помощью нейросетей

Мы уже много раз обсуждали различные способы увеличения фотографий и в последние годы нейросети делают большой шаг...
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Фонарь на дрон

Попробую обобщить свой опыт использования различных фонарей в качестве внешней подсветки для дрона.
О восприятии цвета. Фотограф Константин Шамин

Программы для планирования пейзажных фотосъемок

Планирование фотосъемки — очень важный процесс. От качества проработки плана зависит в том числе и конечный...