Но для начала хотелось бы сказать пару слов о безопасности. Как бы не красочно это выглядело в финале надо отдавать отчет, что гроза — это зона повышенной опасности. Как для человека так и для камеры.
В моей личной классификации идеальным случаем считается «сухая съемка» — то есть когда ты стоишь и снимаешь вид на грозу, а не находишься непосредственно в ее эпицентре. Поэтому надо научиться прогнозировать грозовой фронт и иметь в запасе ряд красивых и доступных точек для съемки.
Друзья, раздел про прогнозирование гроз я вынес в отдельную статью. В ней вы найдете инструменты, которыми я и сам пользуюсь — базу с которой следует начинать.
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](https://i.wfolio.ru/x/YaO6jC_q_TVRkqtlOA3301y9RygvO9ew/C-ZxJY8e9Wm55s1zU19qD_ISvu_-PJ36/vqyzSGhO2mn9hofF72_sb32KLW51OGYE/2mFciR_-qNSv30e5ZRljk2SitBV7l4t-/BrO-csH-hgMHtItuWiQFAO-0YcZKzO9w/-iFSndRinVw.jpg)
Оборудование
-
Камера. Конечно же без нее никуда. К камере обязательно должна
прилагаться защита от воды. Это может быть заводская модификация или
покупной чехол или хотя бы просто полиэтиленовый пакет. Но защита
с собой должна быть! Кроме всего прочего положите в рюкзак какую-либо
тряпочку — сразу протереть камеру как закончите съемку.
- Штатив. Очень редко когда получается снять молнию с рук. Это большая удача. Лично у меня есть всего один такой кадр.
- Объектив. Если у вас не «пристрелянная» точка съемки, то я предпочитаю широкоугольный зум — это даст больше вариантов и шансов построить интересную композицию. Объектив так же должен быть защищен от возможно попадания воды!
- Салфетка для протирки оптики. Тут, кстати, я предпочитаю туалетную бумагу — она очень быстро впитывает влагу, разлагается в природе и ее не жалко. А вот когда у вас промокнет микрофибра для протирки, то протирать станет нечем :)
-
Защита камеры. Это могут быть всевозможные чехлы и накидки.
Выбирая их — подумайте о парусности. Грозы — это часто сильный ветер
и условный дождевик для камеры с двумя манжетами под руки для управления
может парусить настолько, что вы будете получать микросмазы на длинной
выдержке. Я предпочитаю обычный универсальный полиэтиленовый JJC: ничего не весит, места не забывает, из рюкзака не достаю — там и живёт:)
- Интервальный пульт, если в камере нет интервальной съемки. Не обязательный, но сильно упрощающий жизнь девайс.
- Бленда. Если вы (как я) не любите бленды, то съемка в дождь — это способ их полюбить :) Уменьшает количество попадаемых капель на переднюю линзу, если, конечно, дождь не сопровождается сильным встречным ветром :)
- Триггер. Это такое устройство, которое по некому раздражителю дает камере команду снимать. Реагировать может на звук, свет, лазер и… молнии (что нам и надо). Современные триггеры кроме всего прочего умеют быть интервальными пультами, пересчитывать параметры для ND-фильтров и многое другое.
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](https://i.wfolio.ru/x/gbOJKF9_nGErut1nnHeNIrwevN7MOF_M/kuGTfYIa-rR6pb7SoZxjhmNEx7gfz-2v/bPnKhq8OizRUJ5Wt4BFyTSFzI52oq5dG/4OoEgWUGkSxn3lDs2EO8Ia83SZ5VwbXw/TzeOelevB3J1bb0iJhtjzg.jpg)
Настройки камеры
Переходим к самому интересному
и ожидаемому. К настройкам — с какими все-таки надо снимать молнии? :)
Тут не будет однозначно точного ответа. Поэтому давайте разобьем
съемочный процесс на две составляющих:
- Пейзаж
- Молнии
В плане пейзажа работают все классические приемы: закрытая диафрагма, минимальное ISO, выдержка, позволяющая правильно сэкспонировать кадр. Мало того, можно (и часто так делают) пейзаж снять (проэкспонировать) отдельно, а потом, не трогая камеру, ловить молнии.
А что мы можем сказать про молнию?
- Быстрая
- Яркая
- Имеет «ствол» и «отростки»
По первым двум пунктам она сильно напоминает импульсный студийный свет. Так что же в таком случае влияет на ее детализацию, яркость и количество зафиксированных отростков?
Правильный ответ — диафрагма!
Не важно какая выдержка: одна секунда, две, пять, десять, минута… Молния успеет сверкнуть в доли секунды. При этом будет иметь определенную яркость, которую мы можем регулировать только диафрагмой (количеством попадаемого света на матрицу).
Поэтому в зависимости от интенсивности грозы важно подобрать диафрагму. А вот выдержка и ISO будет влиять на вторую составляющую нашей фотографии: пейзаж (окружение, общее экспонирование). И тут мы уже регулируем желаемое выдержкой и ISO.
В итоге нам не обойтись без тестовых кадров.
Алгоритм действий
- Находим точку съемки
- Ставим камеру на штатив
- Выстраиваем композицию
- Наводим резкость и переключаем фокус на ручной режим
- Диафрагма: ставим «среднее» значение. Например, f/5,6 — чтобы у нас была возможность быстрой регулировки как в одну сторону так и в другую
- ISO: базовое (100-200 в зависимости от камеры)
- Выдержка: подбираем выдержку, чтобы проэкспонировать кадр. При этом чем длиннее она будет, тем легче нам будет поймать молнию. Выдержка будет зависеть от того, в какой время суток мы снимаем и насколько светло вокруг. Более-менее комфортные выдержки — от 5 сек и до 1 минуты. Чем она длиннее, тем больше шансов в один кадр поймать не одну, а сразу несколько молний.
- Делаем тестовый кадр, в который надо поймать молнию. Тут нам поможет или интервальная съемка или триггер, но хотя бы одну молнию надо поймать.
- Анализируем получившийся кадр — насколько молния яркая, жирная, пересвеченная, имеет ли ответвления и отростки. Исходя из этого корректируем диафрагму — жирная пересвеченная молния без резких границ — зажимаем диафрагму сильнее. Тусклая еле видимая нитка — открываем диафрагму и даже можем приподнять ISO. После этого наши изменения компенсируем выдержкой: зажали сильнее диафрагму — увеличиваем выдержку. Открыли диафрагму — уменьшаем.
- Опять запускаем интервальную съемку или съемку по триггеру и молимся, чтобы нам в кадр попалось побольше молний.
Главное правило: вовремя закончить съемку и уехать с точки! Потому что, напомню, гроза — опасное явление. Как для вас, так и для техники!
Пара слов о фильтрах
Нет какого-либо жесткого правила, запрещающего использовать затемняющие фильтры. Просто в природной среде часто они не нужны, но применение им найти можно. Например очень сильная гроза с очень яркими молниями в светлое время суток. В этом случае молнии могут пересвечивать всё небо. Тогда логично использовать ND: мощности вспышек будет достаточно его «пробить», но при этом мы можем компенсировать светлое время суток.
Или может быть ситуация съёмки молний в городе. Когда уличные огни не дают нам удлинить выдержку и уходят в пересвет. Тут мы можем использовать перевернутый градиентный фильтр, который затемнит город, а небо оставит нетронутым.
Немного фотографий с молниями
Комментарии
Статьи
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Erhj60RfGoSDn6LYN1vjjtPjHSou3Auq/OZzwdQTXxoKzF_NukPblF1KgBZdfdlzT/bEqO5lLy0rZZ8k1KAOSLUDcMMOyjOThR/MfCsxeziVtw.jpg)
Внешнее питание для камеры
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Erhj60RfGoSDn6LYN1vjjtPjHSou3Auq/OZzwdQTXxoKzF_NukPblF1KgBZdfdlzT/NN2ipZo68bispUEytnzUjowHUD6QIgt4/4baHulrNMb8.jpg)
Встроенный ND-фильтр
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Sjpgrm2v20FR6Cth5viRkySQXwdNMnI8/PNba8pyNInjwo8WXlMvl477mvCJgjoKc/HG39nVFxHIaBp9jZRT9tCxs_ts1J9XaF/mzJDW30TBGI.jpg)
Стекинг по фокусу на беззеркальных камерах — это просто!
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Erhj60RfGoSDn6LYN1vjjtPjHSou3Auq/OZzwdQTXxoKzF_NukPblF1KgBZdfdlzT/goJeY9JHIXiImyKkXL9ShQ-DPCxFZDVT/bpP-jTvIHPg.png)
Яркостные маски [6/6]. Маски средних тонов
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Sjpgrm2v20FR6Cth5viRkySQXwdNMnI8/PNba8pyNInjwo8WXlMvl477mvCJgjoKc/Tg6kAh56KlKAbe7bUs529U2uRDhrgUD5/Ugumk8l41_w.png)
Яркостные маски [5/6]. Теневые маски
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/qXBFyKyoT-Wvta6bHxG91Khv3LI8KUXl/n092JccDDYnVfFAjPavM2yBAV1m8uIto/E0Z6OM_KPggIQkagEgXnzaV0mfGV-qbi/GraokKAu8rQ.png)
Яркостные маски [4/6]. Световые маски
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/qXBFyKyoT-Wvta6bHxG91Khv3LI8KUXl/n092JccDDYnVfFAjPavM2yBAV1m8uIto/42wihUDCbIRUDEI7KxZn_NF49XoGQpKF/3WA-6c2IMuY.png)
Яркостные маски [3/6]. Описание ARCPanel
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/a9H5YtXA9lF_icWO127aB59K4Nfxmv8A/9eI-YB1jlNGBk8QjG4i6FnssTw_bfGAW/AWA79lFlUxGJxhgqM2me9gTOrLYTVltG/YcU7bTOiz78.png)
Яркостные маски [2/6]. Основные виды масок
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/a9H5YtXA9lF_icWO127aB59K4Nfxmv8A/9eI-YB1jlNGBk8QjG4i6FnssTw_bfGAW/k2H7n-hnro9odhR7HoFmULucsAld2i2r/5JxLCXyNnJc.jpg)
Яркостные маски [1/6]. Введение
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Erhj60RfGoSDn6LYN1vjjtPjHSou3Auq/OZzwdQTXxoKzF_NukPblF1KgBZdfdlzT/c7Ze72k9IQsnUMV0yXn1ST7u66XZ6XWe/RxKmCbz-KXw.jpg)
72 dpi или 144 dpi? Как сохранять?
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Erhj60RfGoSDn6LYN1vjjtPjHSou3Auq/OZzwdQTXxoKzF_NukPblF1KgBZdfdlzT/V19UGowitzhkfkMptAWInFGm49GHFcpe/iCALeyrMklc.jpg)
Съёмка луны
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Sjpgrm2v20FR6Cth5viRkySQXwdNMnI8/PNba8pyNInjwo8WXlMvl477mvCJgjoKc/vz_1tJmrg6QinSofvJxsV5veeaQ-QLm5/k4kaHe6n2wU.jpeg)
Fujifilm LUT (цветовые профили)
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Sjpgrm2v20FR6Cth5viRkySQXwdNMnI8/PNba8pyNInjwo8WXlMvl477mvCJgjoKc/vz_1tJmrg6QinSofvJxsVzQx4Xpcovzt/_L4kS6zwmyM.jpeg)
Брекетинг. За и Против.
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Erhj60RfGoSDn6LYN1vjjtPjHSou3Auq/OZzwdQTXxoKzF_NukPblF1KgBZdfdlzT/9Ld9M6lyYjQQ-vCzMc0K5CEeljgl28PJ/rOCAAFjSDIA.jpeg)
Сравнение RAW-проявщиков: Lightroom, Capture 1, RawTherapee, LibRaw
![Съёмка молний. Фотограф Константин Шамин](http://i.wfolio.ru/x/Erhj60RfGoSDn6LYN1vjjtPjHSou3Auq/OZzwdQTXxoKzF_NukPblF1KgBZdfdlzT/CnWuDIM9pkHbvb0J9nODPOVFsBxvtxMq/wH4ZPbewoZw.jpg)