ГРИП не ГРИБ

Все мы знаем, что любой кадр в плане резкости состоит из трёх частей: передней зоны размытия, зоны резкости и задней зоны размытия. При этом зона резкости — это наш любимый ГРИП, Глубина Резко Изображенного Пространства. Портретисты любят её за то, что она бывает маленькой,  а пейзажисты — за то что она бывает большой :) И сегодня мы будем говорить о втором случае.

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Стекинг по фокусу

Часто мы сталкиваемся ситуацией, когда хотим получить резкий кадр, в котором ГРИП больше чем возможность нашей оптики. Считается, что классический пейзаж должен быть резким по всей глубине кадра, но не всегда это физически допустимо.

В этом случае фотографы прибегают к уловке, которая и называется фокус стекинг: когда мы делаем по несколько кадров с разными точками фокусировки, для того чтобы после объединения получить максимальную глубину резкости в кадре.

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Естественно, такой набор кадров со сменой точки фокусировки мы спокойно можем сделать вручную: просто снимаем три-четыре кадра, выбирая фокусировку на переднем плане, чуть подальше, на среднем и заднем планах. Но иногда это затруднительно или не целесообразно. Поэтому в современных камерах есть режим автоматического стекинга по фокусу.

Настройки стекинга

Разбирать настройки мы будем на примере камер  Fujifilm, но в целом принцип в камерах других производителей такой же. Тут всего три параметра: количество кадров, шаг и интервал и если с первым последним все интуитивно понятно, то с шагом придется разобраться, но давайте по порядку:

  1. Количество кадров: сколько кадров необходимо сделать
  2. Шаг: с каким шагом надо делать кадры
  3. Интервал: какая задержка между кадрами в секундах нужна
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Шаг

Удивительно, но начать лучше со второго пункта как самого запутанного. Но я постараюсь максимально понятно объяснить. Итак, фокус стекинг работает только на автофокусных объективах. Для этого есть две причины: камере необходимо самостоятельно сдвигать фокус и камере необходимо рассчитывать ГРИП.

Шаг задает величину изменения расстояния до точки фокусировки

Не понятно? Не беда :)

Легче всего шаг представить в виде процентов ведь он может принимать значения от 1 до 10. То есть можно считать шаг — это на сколько процентов относительно расчетной ГРИП сдвинется точка фокусировки.

Представим, что мы выставили шаг — 5.

Что происходит во время съемки?

  1. Камера фокусируется
  2. Рассчитывает глубину резкости
  3. Делает кадр
  4. Смещает фокус на 50 процентов глубины резкости
  5. Повторяет все шаги заново с п. 1

То есть мы получаем ситуацию, когда каждый последующий кадр на 50 процентов перекрывает предыдущий по глубине резкости (см. картинку)

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Еще раз:

Если мы поставим шаг 3, то каждый последующий кадр будет сдвигаться на 30% по фокусу, а кадры будут иметь 70% перекрытия.

1 — самый маленький шаг, больше всего необходимо кадров чтобы пройти всю дистанцию, максимальное перекрытие каждым кадром предыдущий

3 — фокусировка будет сдвигаться на 30%, а кадры будут иметь 70% перекрытия по глубине резкости

5 — фокусировка будет сдвигаться на 50%, а кадры будут иметь 50% перекрытия по глубине резкости

10 — максимальный шаг и минимальное перекрытие кадров

Количество кадров

Вернемся к этому параметру. На самом деле можно тут ставить максимальное значение — камера сама остановит в съемку когда достигнет бесконечности. Исключение — Никон 850. Из протестированных камер он единственный, кто не остановился и делал кадры до выставленного значения. Но возможно тут была не самая последняя прошивка, попробуйте сами. Остальные камеры разных производителей отработали правильно.

Интервал

У меня всегда установлен в ноль. имеет смысл ставить другое значение в случаях когда объектив медленный и не успевает сфокусироваться, но это еще поискать такой объектив надо :)

Преимущество нуля — возможность снять стекинг по фокусу… с рук!

Это все увлекательно, но какие мне параметры выставлять?

Для пейзажного фотографа можно определить несколько классических моментов:

1. Снимаем с высоты роста с закрытой диафрагмой. Тут смело можно ставить большой шаг 7-9 так как так как перекрытия глубины резкости в 30-10% будет более чем достаточно, а фотограф получит классические 3-5 кадров

2. Снимаем с высоты роста с открытой диафрагмой (да, бывает) — тут лучше перестраховаться и иметь хотя бы 50% перекрытия, то есть делать шаг 5

3. Имеем очень близко расположенные объекты переднего плана (цветы, камни, льдинки — все в нескольких см от объектива). Как мы знаем ГРИП тем меньше чем ближе объект поэтому в таких случаях имеет смысл иметь бóльшее перекрытие кадров и меньший шаг. Я предпочитаю 3

4. Ну и привет макрофотографам с макро-кольцами и макро-объективами. Они будут вынуждены тяготеть к шагу 1 и максимальному перекрытию кадров :)

Как же без примеров?

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Близкие объекты

Льдинки расположены всего в нескольких сантиметрах от объектива (смотри, как это было). Снято на 8 мм, затрачено 18 кадров из которых 12 — это только льдинки. Снять вручную такой кадр очень проблематично.

Шаг 3

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Снято с рук

Уже достаточно светло, можно использовать короткие выдержки, а значит, при интервале ноль можно сделать стекинг по фокусу с рук. 8 кадров.

Шаг 5

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Классика

Снято со штатив с высоты роста в режимное время. 4 кадра. Такое можно снять вручную и без автоматического стекинга.

Шаг 7

Где эти настройки спрятаны в Fujifilm камерах?

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Настройка съемки → Настройка привода

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Настройка кронштейна

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

В меню «Выбор BKT» выбрать «Фокус BKT» — это задает какой именно тип брекетинга будет, если выберешь этот режим съемки.

Ниже (на скриншоте) → Фокус  BKT → непосредственно настройка параметров брекетинга

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Настройка фокус брекетинга.

Задаем количество кадров, шаг, интервал


Комментарии

Статьи

Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Битва шумодавов

Ночная съемка не обходится без шумов. И это нормально. Их просто надо полюбить и научиться с ними работать :)...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Резкость в Capture One

Повышение резкости фотографии это одновременно самый любимый и не любимый вопрос многих фотографов. Также много копий...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Оптимальный размер для загрузки фотографии в Телеграм

Как известно в сети Интернет мы (фотографы) вынуждены жить по правилам тех платформ и ресурсов, на которые выставляем...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Лофотенские острова. Плёночные фотографии

В 2019 году я вместе с нашим фототуром поехал в Норвегию на Лофотенские острова. Для разнообразия с собой взял свою...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Это у вас на фотографии звезды или шум?

Ночные фотографии — это всегда борьба или смирение с шумами. И каждый автор должен выбрать тот или иной лагерь. Если...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Про насмотренность, повторения и невозможность придумать что-то новое

Глобальная проблема творчества — придумать или не смочь придумать что-то новое. В сети часто можно встретить «это уже...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Сравнение объективов 7artisans 7,5/f2.8 и TTArtisan 7,5/f2.0

Наконец мне пришел новый объектив TTArtisan 7,5 mm f/2.0 и даже из-за задержек с отправкой в посылке нашлись...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Съёмка молний

Сегодня мы поговорим о таком интересном поджанре пейзажной фотографии как съемка молний.
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Внешнее питание для камеры

Перед фотографами, увлекающимися длительными съемками или уходящими в автономку на несколько дней всегда стояла...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Встроенный ND-фильтр

Все уже привыкли к различным фото-фильтрам. Они бывают круглые, квадратные, крепятся в специальный держатель,...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Стекинг по фокусу на беззеркальных камерах — это просто!

Стекинг по фокусу — это несколько кадров, снятых с разной точкой фокусировки. Задача — получить фотографии, в которых...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Яркостные маски [6/6]. Маски средних тонов

В предыдущих статьях мы рассмотрели варианты построения и работы световых и теневых масок. Давайте теперь посмотрим...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Яркостные маски [5/6]. Теневые маски

Давайте поговорим о теневых масках. То есть поработаем с темными участками кадра. Применений может быть несколько:...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Яркостные маски [4/6]. Световые маски

Сегодня мы разберем пример создания, корректирования и применения световых масок. То есть поработаем со светлыми...
Автоматический стекинг по фокусу в камере. Фотограф Константин Шамин

Яркостные маски [3/6]. Описание ARCPanel

Итак мы разобрались с масками, их видами и тем зачем их вообще использовать. Давайте теперь посмотрим на функционал...