Рабочее место фотографа

Все началось с обсуждения в чате какое же нужно сделать освещение на рабочем месте, чтобы комфортно и правильно обрабатывать фотографии. К сожалению любая стандартизация в таком деле как цвет неизменно утыкается в особенности и исключения, но некоторые общие рекомендации вывести все-таки можно.

Как мы видим?

Для начала надо вспомнить пару особенностей человеческого зрения. И речь сейчас не об оптических иллюзиях, а о физиологии, которая, в том числе, помогает нам видеть те самые иллюзии :)

Наша зрительная система довольно сложна. И включает в себя не только глаза, зрительные нервы, участки мозга, но и… воображение и эмоции! Глаз человека это сложнейший оптический прибор, который улавливает отраженный от объекта свет, преобразует его в электрические сигналы и посылает их в мозг. Мозг обрабатывает эти сигналы, выбирает в памяти зрительные ассоциации, добавляет эмоции, а затем воображение рисует нам картинку внешнего мира.

Если каким-либо образом повлиять на один из компонентов зрительной системы, наше воображение нарисует совсем другую картинку. Она уже будет нами восприниматься как более теплая или холодная, светлая или темная, яркая или тусклая. Все зависит от внешнего раздражителя.

Это и является нашим счастьем и проклятием :) Внешний мир не меняется, но видеть мы его можем очень по-разному. И речь не о разных людях, а о вас — одном единственном человеке. Ваше восприятие будет разное исходя из настроения, а тем более исходя из разного внешнего освещения, например.

Хроматическая адаптация

Белый лист бумаги будет казаться нам белым всегда, и при свете желтых ламп накаливания, и при белом свете из окна. Это и есть хроматическая адаптация. Кроме температуры цвета наша зрительная система очень быстро адаптируется и к интенсивности освещения. Перенесите белый лист из-под света в тень и он все равно останется белым.

Одновременный контраст

Человек не может абстрагироваться от окружения и воспринимает цвет исключительно в контексте окружения. Поэтому выстроенный по цифрам одинаковый скинтон на фотографиях с разным окружением модели выглядит по-разному (помните старое видео из чата?).

И именно по этому на рисунке нам тоже кажется, что фигура имеет разный оттенок, хотя на само деле это не так. 

Такой эффект проявляется в том, что мы подсознательно изменяем цвет интересующего нас объекта так, чтобы лучше отделить его от фона. При наличии цветного фона наше воображение изменяет цвета того объекта, который расположен на этом фоне.

Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Закономерность контраста яркостей

Еще одна особенность нашего зрения заключается в том, что на темном фоне цвета нам кажутся ярче, а на светлом темнее, чем они есть. В этом и заключается закономерность контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.

Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

И тут мы потихоньку приходим к пониманию почему в Фотошопе, Лайтруме, С1 и многих других редакторах цвет рабочего пространства серый. Или как его еще называют — средне-серый.

 


Серый цвет

Этот цвет для большинства людей является нейтральным, он не создает ни эффекта одновременного контраста ни эффекта закономерности контраста яркостей.

То есть в средне-сером окружении мы можем увидеть максимально «эталонный» цвет (без примеси восприятия) и что важнее — повторяемый цвет. Повторяемый в том плане, что вернувшись к обрабатываемой фотографии спустя какое-то время — опять увидим (и воспримем) ее такой же в плане цвета.


Вернемся к помещению и рабочему месту в целом?

Получается, что идеальное рабочее место — это помещение в средне-серых тонах. Много у кого такое есть? :) Совет прост — для начала уберите яркие объекты со стола. Минимизируйте цветовое раздражение зрения. Если вы работаете за большим монитором — разворачивайте фотошоп на весь экран. Пусть заполнит серым максимально возможную область зрения.

Что насчет освещения?

Тут можно выделить несколько полезных советов:

  • Помещение не должно быть тёмным (прощай ночная обработка без включённого света) — иначе вы неправильно будете воспринимать яркость фотографии (такая же беда, как и ориентироваться по экрану камеры при ночной съемке);
  • Освещение в помещении должно быть равномерным, но при этом темнее, чем экран монитора;
  • Цветовая температура не должна превышать 5000К, но при этом не быть ниже 4000к. То есть быть ближе к «дневному свету». По своему опыту — излишне теплое освещение искажает восприятие цвета.
  • И конечно избегайте открытых окон и солнечного света :)


ISO и стандарты

Для полных зануд или супер-профессионалов ;) есть разработанные стандарты ISO 12646:2002 (для тех, кто печатает) и ISO 3664:2000 (для web). Приводить их здесь я не будут, так как по факту это уже сильно оторвано от реальной жизни реальных фотографов :)

А как же зритель?

Хорошо, вы построили новое рабочее место, в серых тонах, с калиброванным монитором и правильным освещением. Вы молодец, но кто ваш зритель? На чем он или она смотрит ваши фотографии? Да и в каких условиях?

Скорее всего это в первую очередь соц.сети. Рекомендация проста — меняйте цвет рабочего пространства вашего редактора, чтобы как раз словить те самые оптические эффекты и посмотреть как будет выглядеть фотография на разных фонах. Да и зарядка для глаз хорошая :)


Комментарии

Статьи

Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Манифест пейзажного фотографа

В этом году я участвовал в замечательном фото-кэмпе фотографов дикой природы Nature Photo Camp. И так как это событие...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Автоматический стекинг по фокусу в камере

Многие современные камеры имеют функцию автоматического фокус стекинга. Сегодня мы постараемся разобраться что это,...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Битва шумодавов

Ночная съемка не обходится без шумов. И это нормально. Их просто надо полюбить и научиться с ними работать :)...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Резкость в Capture One

Повышение резкости фотографии это одновременно самый любимый и не любимый вопрос многих фотографов. Также много копий...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Оптимальный размер для загрузки фотографии в Телеграм

Как известно в сети Интернет мы (фотографы) вынуждены жить по правилам тех платформ и ресурсов, на которые выставляем...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Лофотенские острова. Плёночные фотографии

В 2019 году я вместе с нашим фототуром поехал в Норвегию на Лофотенские острова. Для разнообразия с собой взял свою...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Это у вас на фотографии звезды или шум?

Ночные фотографии — это всегда борьба или смирение с шумами. И каждый автор должен выбрать тот или иной лагерь. Если...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Про насмотренность, повторения и невозможность придумать что-то новое

Глобальная проблема творчества — придумать или не смочь придумать что-то новое. В сети часто можно встретить «это уже...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Сравнение объективов 7artisans 7,5/f2.8 и TTArtisan 7,5/f2.0

Наконец мне пришел новый объектив TTArtisan 7,5 mm f/2.0 и даже из-за задержек с отправкой в посылке нашлись...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Съёмка молний

Сегодня мы поговорим о таком интересном поджанре пейзажной фотографии как съемка молний.
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Внешнее питание для камеры

Перед фотографами, увлекающимися длительными съемками или уходящими в автономку на несколько дней всегда стояла...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Встроенный ND-фильтр

Все уже привыкли к различным фото-фильтрам. Они бывают круглые, квадратные, крепятся в специальный держатель,...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Стекинг по фокусу на беззеркальных камерах — это просто!

Стекинг по фокусу — это несколько кадров, снятых с разной точкой фокусировки. Задача — получить фотографии, в которых...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Яркостные маски [6/6]. Маски средних тонов

В предыдущих статьях мы рассмотрели варианты построения и работы световых и теневых масок. Давайте теперь посмотрим...
Рабочее место фотографа. Фотограф Константин Шамин

Яркостные маски [5/6]. Теневые маски

Давайте поговорим о теневых масках. То есть поработаем с темными участками кадра. Применений может быть несколько:...