Возникновение туманов
Есть несколько типов тумана:
Поземный туман
Туман, низко стелющийся над земной поверхностью (или водоёмом) сплошным тонким слоем или в виде отдельных клочьев.
Просвечивающий туман
Туман слабо развитый по вертикали, так что возможно определить состояние неба (количество и форму облаков), но более однородный и высокий.
Туман
Сплошной туман с горизонтальной видимостью на уровне 2 м менее 1000 м (обычно она составляет несколько сотен метров, а в ряде случаев снижается даже до нескольких десятков метров), достаточно развитый по вертикали, так что невозможно определить состояние неба (количество и форму облаков).
Чаще туманы наблюдается вечером, ночью и утром.
Благоприятные условия для возникновения туманов создаются тогда, когда воздух приближается к состоянию насыщения и излишки водяного пара начинают конденсироваться, образуя капли. Избыток водяного пара появляется либо вследствие охлаждения воздуха, либо в результате испарения влаги с относительно теплой подстилающей поверхности в холодный воздух. Исходя из этого, туманы делятся на туманы охлаждения и туманы испарения.
Но в любом случае для образования туманов необходимо наличие температурного контраста между подстилающей поверхностью и воздухом.
Если сократить до простого и доступного к прогнозу вывода, то для тумана нам надо иметь
- Достаточную влажность
- Необходимую температуру для конденсации влаги.
И если влажностью все понятно (она есть в любом прогнозе), то с температурой есть нюанс. Как понять сколько должно быть градусов, ведь логично предположить, что в разное время года да и в разные дни это значение может быть разным.
В этом нам поможет точка росы
Точка росы — значение температуры, при которой водяные пары, находящиеся в воздухе, конденсируют в росу. Конденсат — это продукт образованный в результате перехода жидкости из газообразного состояния в жидкое.
Этот параметр есть хоть и не во всех прогнозах, а в некоторых спрятан поглубже, но довольно распространен.
То есть нам нужна ситуация, когда температура воздуха будет переходить через температуры точки росы. Как раз этот параметр в совокупности с влажностью дает наибольшую вероятность образования тумана.
Я все сделал по науке, а тумана не было
Ну что ж, такое тоже бывает часто :) Тут дело и в точности прогноза, в невозможности в принципе на 100% гарантировать то или иное явление и, как это не странно, в местности. Туманы более вероятны в низинах, над водной поверхностью, на болотах и вообще там, где сыро.
Поэтому дополнительным маркером для нас должно являться в принципе любые резкие перепады температур. Например, сильная жара с резким не затяжным дождем/ливнем/грозой и с повышением температуры после нее.
Приложения
Естественно, что разработчики погодных приложений не обошли тему туманов стороной и имеет смысл посматривать и туда.
rp5.ru
Плюсом является то, что данные берутся с реальных метеостанций и аэропортов. Минусом — уже в километре может быть совершенно другие условия
Windy
Для того, чтобы в Windy отобразить карту туманов необходимо выдвинуть боковое меню, выбрать «облака» и там выбрать иконку «Туман». Белым цветом будет показываться области с возможным образованием тумана
Ventusky
Так же как и в Windy карта туманов тут находится в разделе облачности, где необходимо выбрать «Туман». Отличительной особенностью Ventusky является отображение цифр на карте. Эти цифры (в нашем случае) — процент вероятности возникновения тумана в данных областях.
Дополнительно несколько скриншотов где можно посмотреть точку росы в разных приложениях: AccuWeather, Погода (iOS), Windy, Ventusky
СЪЁМКА ТУМАНОВ
Вот мы спрогнозировали туман и время отправляться снимать. Как уже говорил выше самое частое время появления тумана — это вечер, ночь и утро. То есть режимное и ночное время.
Что нам может понадобиться?
Штатив. Есть пара причин его взять:
- В сумерках и тем более ночью он точно понадобится, так как выдержки придется использовать длинные.
- При этом бывает достаточно вариантов и возможностей снимать туман с рук, но… Длинная выдержка может визуально «уплотнить» туман в кадре
Объективы. Я обычно беру довольно большой диапазон фокусных расстояний от ширика до телевика. И на это тоже есть свои причины:
- Если вы любите пейзаж на широкий угол, то туман вы сможете снять если он будет достаточно плотный. Наверное каждый сталкивался с ситуацией, когда видит глазами вполне ощутимый туман, достает телефон, а на телефоне его практически и нет. Это тот самый случай :)
- Телевик. Кроме действительно теле-ракурсов он поможет там «уплотнить» туман в кадре. И конечно же поснимать истории, когда мы «выдергиваем» из тумана различные объекты. А дополнением станет возможность поснимать с видимым ГРИП, что в пейзаже не так часто применяется, но с туманами неизменно смотрится великолепно :)
- Средне-фокусные объективы — это компромисс между первыми двумя вариантами. Возможность сменить ракурс, угол зрения, выбрать другую композицию и историю.
Фильтры. Именно в разрезе съемки туманов небольшой ND может понадобиться для удлинения выдержки, но обычно режимное время позволяет это сделать и без ND. Но если вы снимаете у воды, то как приём сглаживания он будет в пору.
Точки съемки. Так как съемка туманов происходит в большинстве случаев у воды, а фотограф приезжает к рассвету, то настоятельно рекомендую разведывать точки днём. В первую очередь в целях безопасности. Ночью очень легко упасть, провалиться, намочить технику и даже не найти подходящего ракурса.
Два типа съемки в низменностях
Лично я разделяю два совершенно разных этапа при съемке тумана. Различаю их как результатом, так и техникой съемки.
1. ДО восхода. В этот момент, когда уже светает, но солнце ещё не поднялось над горизонтом можно получить замечательные низко контрастные фотографии.
Как раз тут вам понадобится штатив: выдержки ещё довольно длинные.
Это довольно приятная съемка, когда некуда торопиться, когда ты концентрируешься только на поиске историй и ракурсов.
2. ПОСЛЕ рассвета
Тут всё кардинально меняется :)
Во-первых, у нас не так много времени на съемку. Иногда 10-15 минут. Иногда до получаса. Потом туман рассеивается или солнце слишком высоко и «не красиво» поднимается :)
Во-вторых, несмотря на туман, если мы берём солнце в кадр (мы же хотим запечатлеть лучи в тумане?). И это означает высоко контрастную съемку с очень большим динамическим диапазоном. Поэтому часто приходится снимать в брекетинг по экспозиции, чтобы потом увеличить ДД.
В-третьих, буйство цвета :) Да, это тоже может стать проблемой. Особенно если вы его (цвет) не любите. Тут или надо будет его полюбить и научиться с ним работать или страдать. Хотя, как мы знаем, практически весь пейзаж — это про страдание автора ;)
Всё! Больше никаких секретов нет. Осталось только держать технику собранной и заряженной и ждать удачного прогноза!